Консультативная группа по поддержке
Дорожной карты для Республики Беларусь

Болонский процесс

Процесс сближения систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, положившая начало активной совместной работе по гармонизации систем высшего образования в Европе. Начавшись со стран Евросоюза, это движение далее расширилось и на другие европейские страны и получило название Болонского процесса.

Целями данного процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация, а также ряд иных международных документов, принятых в ее развитие, устанавливают следующие основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства:

  • введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
  • переход на многоступенчатую систему высшего образования (без конкретной привязки к модели бакалавриат-магистратура);
  • введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
  • повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
  • обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
  • обеспечение регулируемой автономности вузов;
  • введение аспирантуры и докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьей ступени высшего образования);
  • придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
  • реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»);
  • переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству.

Страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе. Основная стратегическая цель Болонского процесса уже достигнута - в 2010 г. на конференции министров образования в Вене и Будапеште было объявлено о начале функционирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Фактическое же существование Европейского пространства высшего образования берет начало с 1 июля 2010 г. Сейчас цель Болонского процесса заключается в дальнейшем совершенствовании ЕПВО с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского образования в современном мире.

Формирование ЕПВО происходило и происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. ЕПВО предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.